Вы: Гость
Правила игры

Правила игры за доской

Правила шахмат ФИДЕ охватывают все типы шахматной игры. Английский текст Правил шахматной игры является оригиналом, принятым 71 Конгрессом ФИДЕ в Стамбуле (Турция) в ноябре 2000 года и вступил в действие с 1 июля 2001 года.

В этих Правилах слова "он", "ему", "его" включают в себя "она", "ей", "ее".

ПРЕДИСЛОВИЕ

Правила шахматной игры не могут охватить все ситуации, которые возникают во время игры, а также не могут предусмотреть все организационные вопросы. В тех случаях, которые полностью не попадают под действие Статей Правил, правильное решение может быть принято на основании статей, в которых рассматриваются аналогичные ситуации. Правила исходят из того, что арбитры достаточно компетентны, обладают благоразумием и абсолютно объективны. Излишне подробные правила могли бы лишить арбитра свободы суждения и помешать ему принимать решение, которое диктуется справедливостью, логикой и конкретными условиями.

ФИДЕ обращается ко всем шахматистам и шахматным федерациям принять эту точку зрения. Каждый член федерации вправе ввести более подробные правила, предусматривающие, чтобы они:

  1. ни в чем не противоречили официальным Правилам шахматной игры ФИДЕ;

  2. ограничивались территорией этой федерации; и

  3. не действовали ни на каком матче, чемпионате, отборочном соревновании, проводимом ФИДЕ, или турнире на присвоение звания или расчета рейтинга ФИДЕ.

ПРАВИЛА ИГРЫ
Статья 1: Характер и цели шахматной игры
1.1

Шахматная партия играется двумя партнерами, которые по очереди передвигают фигуры на квадратной доске, называемой шахматной. Партнер, имеющий белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда ход сделан его партнером.

1.2

Целью каждого из игроков является нападение на короля противника таким образом, чтобы у него не было ни одного возможного хода, с помощью которого можно было бы избежать "взятия" короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг такой цели, говорят, что он "дал мат" партнеру и выиграл партию. Партнер, королю которого был дан мат, проиграл партию.

1.3

Если позиция является такой, что ни один из игроков не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Статья 2: Начальная позиция фигур на шахматной доске
2.1

Шахматная доска состоит из 64 одинаковых квадратов (решетка 8х8), по очереди светлых ("белые" поля) и темных ("черные" поля). Шахматная доска располагается между партнерами так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2

Перед началом игры один партнер имеет 16 светлых фигур ("белые"), другой - 16 темных фигур ("черные").Это следующие фигуры:

Белый король, обычно обозначается символом
Белый ферзь, обычно обозначается символом
Две белых ладьи, обычно обозначаются символом
Два белых слона, обычно обозначаются символом
Два белых коня, обычно обозначаются символом
Восемь белых пешек, обычно обозначаются символом
Черный король, обычно обозначается символом
Черный ферзь, обычно обозначается символом
Две черных ладьи, обычно обозначаются символом
Два черных слона, обычно обозначаются символом
Два черных коня, обычно обозначаются символом
Восемь черных пешек, обычно обозначаются символом
2.3

Исходная позиция на шахматной доске следующая:

2.4

Восемь вертикальных рядов квадратов (полей) называются "вертикали". Восемь горизонтальных рядов квадратов (полей) называются "горизонтали". Прямые линии квадратов (полей) одинакового цвета, касающихся друг друга углами, называется "диагональ".

Статья 3: Ходы фигур
3.1

Не разрешается ходить фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигуру перемещено на поле, занятое фигурой партнера, то последняя считается взятой и убирается с шахматной доски как часть того же хода. О фигуре говорят, что она атакует поле, если она может пойти или совершить взятие на этом поле в соответствии со Статьями 3.2 - 3.8.

3.2

Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которой он находится.

3.3

Ладья может ходить на любое поле по горизонтали или вертикали, на которых она находится.

3.4

Ферзь может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он находится.

3.5

Совершая эти хода, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поля, занятые другими фигурами.

3.6

Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он находится, но не на одной с ним горизонтали, вертикали или диагонали.

3.7
  1. Пешка может ходить вперед, на свободное поле, которое находится непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или

  2. из исходной позиции пешка может пойти на два поля по той же самой вертикали если оба эти поля свободны, или

  3. пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру.

  4. Пешка, атакующая поле, которое пересекает пешка партнера, которая делает ход сразу на два поля со своей начальной позиции, может взять эту пешку, как если бы пешка партнера переместилась только на одно поле. Это взятие может быть осуществлено только ходом, сразу же следующим после такого передвижения и называется взятием "на проходе".

  5. Пешка, достигшая самой последней горизонтали от ее начальной позиции, должна быть заменена, как часть этого же хода, на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были сняты ранее. Эта замена пешки на другую фигуру называется "превращение" и действие новой фигуры начинается сразу же.

3.8 (a) Король может ходить двумя различными путями:
(i)

ходить на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или несколькими фигурами партнера.

Фигуры партнера считаются атакующими поле, даже если такие фигуры сами не могут ходить, или

(ii)

делать "рокировку". Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается со своего начального места на два поля по направлению к ладье, затем ладья перемещается через короля на поле, которое он только что пересек.


Положение перед и после короткой рокировки белых
Положение перед и после длинной рокировки черных


Положение перед и после длинной рокировки белых
Положение перед и после короткой рокировки черных

(1)

Рокировка невозможна:

  1. если король уже делал ход, или

  2. ладья уже ходила.

(2)

Рокировка временно невозможна:

  1. если поле на котором находится король или поле, которое он должен пересечь или занять, атаковано одной или несколькими фигурами партнера;

  2. если между королем и ладьей, с которой намереваются рокировать, находится какая-либо фигура.

(b)

Говорится, что король находится "под шахом", если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если эти фигуры сами не могут сделать ход. Объявлять шах не обязательно.

3.9

Игрок не может делать ход, которым ставит своего короля под шах или оставляет его под шахом.

Статья 4: Выполнение хода
4.1

Каждый ход должен выполняться только одной рукой.

4.2

При своем ходе игрок может поправить расположение одной или нескольких фигур на их полях, предупредив заранее о своем намерении (сказав, например, "поправляю").

4.2

В других случаях, за исключением предупреждения, предусмотренного Статьей 4.2, если игрок при своем ходе намеренно касается на шахматной доске:

  1. одной или более своих фигур, он должен сделать ход первой фигурой, к которой он дотронулся, если такой ход возможен, или

  2. одной или более фигур партнера, он должен взять первую фигуру, к которой дотронулся, если такое взятие возможно, или

  3. одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой, или, если это невозможно, сделать ход или взятие первой фигурой, к которой он дотронулся и которой возможно сделать ход или взятие. Если невозможно установить, к своей фигуре или фигуре партнера дотронулись первой, считается, что к фигуре игрока (своей) дотронулись раньше.

4.4
  1. Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи, он должен сделать рокировку в соответствующую сторону, если это возможно.

  2. Если игрок намеренно касается ладьи и затем своего короля, то ему не разрешается этим ходом сделать рокировку в эту сторону и к этой ситуации применяется Статья 4.3(a).

  3. Если игрок, намереваясь сделать рокировку, касается короля, или короля и ладьи oдновременно и рокировка в эту сторону невозможна, он должен сделать другой возможный ход своим королем, который может включать рокировку в другую сторону. Если король не имеет возможного хода, игрок может сделать любой возможный ход.

4.5

Если ни одна из фигур, к которой дотронулся игрок, не может сделать ход или взятие, игрок может сделать любой возможный ход.

4.6

Игрок теряет право заявить о нарушении партнером Статей 4.3 или 4.4, если он сам намеренно касается фигуры.

4.7

Когда, как возможный ход или часть возможного хода, фигура поставлена на поле, нельзя сделать ход на другое поле. Ход считается сделанным, если все требования Статьи 3 выполнены.

Стаья 5: Окончание партии
5.1
  1. Партия считается выигранной игроком, который поставил мат королю партнера. Это сразу заканчивает игру при условии, что ход, который создал матовую позицию, был возможным.

  2. Партия считается выигранной игроком, партнер которого заявляет, что он сдается. Это сразу заканчивает игру.

5.2
  1. Партия считается закончившейся вничью, когда у игрока нет ни одного возможного хода и его король не находится под шахом. Такое игровое положение называется "пат". Это сразу заканчивает игру при условии, что ход, который создал патовую позицию, был возможным.

  2. Партия считается закончившейся вничью, если возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю партнера любым количеством возможных ходов. Считается, что такая партия завершилась "мертвой позицией". Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, который создал патовую позицию, был возможным.

  3. Партия считается закончившейся вничью в случае взаимного соглашения между партнерами во время игры. Это сразу заканчивает партию (см. Статью 9.1).

  4. Партия может закончиться вничью, если одинаковая позиция возникла на доске три раза (см. Статью 9.2).

  5. Партия может закончиться вничью, если последние 50 ходов подряд были сделаны каждым игроком без продвижения любой пешки и без взятия любой фигуры (см.Статью 9.3).

ТУРНИРНЫЕ ПРАВИЛА
Статья 6: Шахматные часы
6.1

Под "шахматными часами" понимаются часы с двумя циферблатами, соединенные друг с другом таким образом, что в любой момент времени идут только одни из них. "Часы" в Правилах шахмат обозначают один из двух циферблатов. "Флаг упал" означает окончание отведенного игроку времени.

6.2
  1. При использовании шахматных часов каждый партнер должен сделать минимальное количество или все ходы за определенный период времени и/или (при использовании электронных часов) может устанавливаться определенное дополнительное время для каждого хода. Эти условия должны быть точно оговорены заранее.

  2. Время, сэкономленное игроком при одном из контролей, добавляется к его времени в следующем контрольном периоде, за исключением "контроля с отсрочкой". При контроле с отсрочкой оба игрока получают определенное "основное игровое время". Кроме того они получают "фиксированное дополнительное время" на каждый ход. Отсчет основного времени начинается только после окончания фиксированного дополнительного. В случае, если игрок останавливает свои часы перед истечением фиксированного дополнительного времени, основное время не уменьшается, независимо от величины израсходованного дополнительного времени.

6.3

Каждый циферблат имеет "флажок". Сразу после падения флажка необходимо проверить условия, изложенные в Статье 6.2(а).

6.4

Перед началом игры арбитр решает, где разместить шахматные часы.

6.5

В определенное для начала игры время включаются часы партнера, играющего белыми.

6.6

Если ни один из игроков не присутствует при начале игры, то игрок который имеет белые фигуры, теряет все свое время, которое прошло до его появления, если не определены другие условия или арбитр не примет другое решение.

6.7

Любой игрок проигрывает партию, если он опаздывает к шахматной доске более, чем на один час после запланированного начала игры в соответствии с регламентом (если не установлены другие правила соревнования или арбитр не принимает другое решение).

6.8
  1. Во время игры каждый игрок, сделавший ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок всегда должен иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил это условие, кроме случая, когда сделанный ход заканчивает партию (см. Статью 5.1 и 5.2). Время, между выполнением хода на шахматной доске и включением часов партнера, рассматривается как часть времени, отведенного игроку.

  2. Игрок должен останавливать часы той рукой, которой он совершал ход. Не разрешается держать палец на кнопке или "нависать" над ней.

  3. Игроки должны аккуратно обращаться с шахматными часами. Запрещается применять лишнюю силу при переключении часов, поднимать или стучать по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 13.4.

  4. Если игрок не может использовать часы, то с разрешения арбитра может быть назначен помощник, который будет выполнять действия с часами вместо игрока. Арбитр должен быть объективен при установлении часов.

6.9

Считается, что флажок игрока упал, когда арбитр зафиксирует этот факт или когда законное заявление об этом сделано одним из игроков.

6.10

Если игрок не сделал предусмотренное количество ходов в заданное время, партия считается проигранной этим игроком, за исключением применения Статьи 5.1. или одного из пунктов Статьи 5.2.(a), (b), и (c). Однако, партия заканчивается вничью, если возникла такая позиция, что партнер не может дать мат любым количеством возможных ходов, даже в случае наименее квалифицированной контригры.

6.11

Всякое показание часов считается бесспорным, при отсутствии явных дефектов. Шахматные часы с явным дефектом подлежат замене. Арбитр должен быть максимально объективен при установке показаний на замененных часах.

6.12

Если оба флажка упали и невозможно определить, чей флажок упал первым, партия продолжается.

6.13
  1. Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

  2. Игрок может остановить часы, чтобы обратиться за помощью к арбитру, например, при превращении пешки и отсутствует нужная фигура.

  3. Решение о возобновлении партии принимает арбитр.

  4. Если игрок остановил часы, чтобы обратиться за помощью к арбитру, арбитр должен решить, имел ли игрок достаточно причин для для такого обращения. Если выяснится, что игрок не имел серьезных причин для остановки часов, он должен быть наказан в соответствии со статьей 13.4.

6.14

Если произошло нарушение и/или фигуры необходимо установить в позицию, предшествовавшую нарушению, арбитр должен со всей возможной объективностью определить, какие показания должны быть на часах.

6.15

Экраны, мониторы, или демонстрационные доски, показывающие текущую позицию на шахматной доске, хода и их количество, а также часы, показывающие количество сделанных ходов, разрешается размещать в игровом зале. Однако игрок не может делать заявлений, основывающихся на показаниях этих устройств.

Статья 7: Нарушения и неправильности
7.1
  1. Если во время игры обнаружится, что в начальной позиции фигуры были расставлены неправильно, партия должна быть аннулирована и сыграна новая.

  2. Если во время игры обнаружится, что единственной ошибкой является то, что шахматная доска была поставлена вопреки статье 2.1, партия продолжается, но возникшая позиция должна быть перенесена на правильно расположенную шахматную доску.

7.2

Если партия начата не тем цветом фигур, она продолжается, если арбитр не примет другое решение.

7.3

Если игрок сдвинул одну или несколько фигур, он должен восстановить правильную позицию за счет своего времени. При необходимости игрок или его партнер останавливает часы и приглашает арбитра. Арбитр может наказать игрока, который нарушил расположение фигур.

7.4
  1. Если во время игры выяснится, что сделан невозможный ход, необходимо сразу же восстановить позицию, предшествующую нарушению. Если позиция, возникшая непосредственно перед нарушением, не может быть восстановлена, партия должна быть продолжена с последней перед нарушением позиции, которую можно восстановить. Показания часов должны быть откорректированы в соответствии со Статьей 6.14. Статья 4.3 применяется для хода, который заменяет невозможный ход. Партия должна быть продолжена с измененной позиции.

  2. После действия, описанного в статье 7.4(а), за первые два невозможных хода игрока арбитр добавляет противнику две минуты дополнительного времени за каждое нарушение; после третьего невозможного хода того же игрока, арбитр засчитывает ему поражение в этой партии.

7.5

Если в ходе игры будет выяснено, что фигуры сдвинуты со своих полей, нужно восстановить позицию, предшествующую нарушению. Если позиция непосредственно перед нарушением не может быть восстановлена, партия должна быть продолжена с последней перед нарушением позиции, которую можно восстановить. Показания часов должны быть установлены в соответствии со Статьей 6.14. Партия должна быть продолжена с восстановленной позиции.

Статья 8: Запись ходов
8.1

В процессе игры каждому игроку необходимо записывать свои ходы и ходы партнера, ход за ходом, настолько четко и разборчиво, насколько это возможно, в алгебраической нотации (Приложение Е), на бланке, предназначеном для соревнования. Игрок, если хочет, может ответить на ход партнера, перед тем как записать его. Он должен записать свой предыдущий ход перед тем, как сделает следующий. Предложение ничьей должно быть задокументировано на бланке обоими игроками (Приложение Е.12). Если игрок не может записывать партию, то по решению арбитра ему до начала партии должно быть уменьшено количество времени, отводимого на партию.

8.2

Бланк записи должен быть доступен арбитру на протяжении всей партии.

8.3

Бланки записи являются собственностью организаторов соревнования.

8.4

Если у игрока осталось менее пяти минут на его часах и не дается дополнительного времени 30 секунд или более, добавляемого при каждом ходе, то он не обязан выполнять требования Статьи 8.1. Сразу же после падения одного из флажков, игрок должен восстановить запись партии перед тем как сделать ход на доске.

8.5
  1. Если оба игрока прекращают запись партии в соответствии со Статьей 8.4, арбитр или его помощник должны по возможности присутствовать и вести запись. В этом случае, сразу же после падения одного из флажков, арбитр должен остановить часы. Затем оба игрока должны восстановить свои записи, используя запись арбитра или бланк партнера.

  2. Если только один из игроков не записывает партию в соответствии со Статьей 8.4, он должен восстановить запись сразу же после падения флажка прежде, чем сделать ход на доске. Игрок может воспользоваться бланком партнера, при условии, что за ним очередь хода, но он должен возвратить бланк раньше, чем сделает ход.

  3. При отсутствии полной записи партии, игроки должны восстановить партию на другой доске под контролем арбитра или его помощника Они должны сначала записать возникшую позицию. показания часов и количество сделанных ходов перед востановлением партии, если такая информация существует.

8.6

Если по бланкам невозможно восстановить запись партии до возникшей позиции и, поэтому невозможно определить, превысил ли игрок отведенное ему время, следующий ход должен считаться первым до следующего контроля времени, если нет доказательств, что было сделано большее число ходов.

8.7

По окончании игры оба игрока должны подписать оба бланка записи партии, указав результат игры. Даже если результат неправильный, он должен оставаться, пока арбитр не решит иначе.

Статья 9: Ничья
9.1
  1. Игрок, который желает предложить ничью, должен сделать это после своего хода, перед остановкой своих часов и пуском часов партнера. Это предложение в любой другой момент игры также имеет силу, но нарушает Статью 12.5. Никаких условий, связанных со способом предложения ничьи, нет. Во всех случаях предложение не может быть взято назад и остается в силе пока партнер примет его, отклонит устно, отклонит ответным ходом или возникшая ситуация завершится каким-либо другим способом.

  2. Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком в своем бланке соответствующим символом (см. Приложение Е).

  3. Заявление о ничьей в соответствии со статьями 9.2, 9.3 или 10.2 должно трактоваться как предложение ничьи.

9.2

Партия заканчивается вничью по заявлению игрока, за которым очередь хода, когда одинаковая позиция не менее, чем в третий раз (не обязательно путем повторения ходов):

  1. может возникнуть, если он сначала запишет свой ход на бланке и заявит арбитру о намерении сделать этот ход, или

  2. только что возникла и игрок, за которым очередь хода, сделал заявление о ничьей.

Позиции, описываемые в (а) и (b) считаются одинаковыми, если тот же игрок должен делать ход, одинаковые фигуры одного и того же цвета занимают одни и те же поля и возможные хода всех фигур у обоих игроков такие же.

Позиции не считаются одинаковыми, если пешка могла быть взята на проходе или изменилась возможность совершить рокировку.

9.3

Партия заканчивается вничью при законном требовании игрока, за которым очередь хода если:

  1. он записывает на своем бланке и заявляет арбитру о намерении сделать ход, который приведет к тому, что последние 50 ходов, сделанные каждым игроком, были выполнены без продвижения любой пешки и без взятия любой фигуры, или

  2. последние 50 последовательных ходов, были сделаны каждым игроком, без продвижения любой пешки и без взятия любой фигуры.

9.4

Если игрок делает ход не требуя ничьей, он теряет это право на этом ходу в соответствии со Статьями 9.2 или 9.3.

9.5

Если игрок требует ничью в соответствии со Статьями 9.2 или 9.3, он должен сразу же остановить часы свои и партнера. Он не может взять назад свое требование.

  1. Если выяснится, что требование правильное, партия сразу же признается закончившейся вничью.

  2. Если выяснится, что требование неправильное, арбитр должен добавить три минуты ко времени, остающегося у партнера. Дополнительно, если у заявителя остается больше двух минут на своих часах, арбитр должен уменьшить наполовину время, остающееся у заявителя, но не более трех минут. Если у заявителя более одной минуты, но менее двух минут, ему оставляется одна минута. Если у заявителя меньше одной минуты, арбитр не корректирует показания часов заявителя. Затем партия продолжается с заявленным ходом, который должен быть сделан.

9.6

Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой мат не может быть достигнут любым количеством возможных ходов, даже в случае наименее квалифицированной игры. Это немедленно заканчивает партию.

Статья 10: Быстрый финиш (Быстрая игра до конца партии)
10.1

Под "быстрым финишем" понимается заключительная часть партии, когда все остающиеся до конца игры ходы должны быть сделаны в ограниченное время.

10.2

Если у игрока при своем ходе на его часах остается менее двух минут до контроля времени, он может требовать ничью до падения своего флажка. Он должен остановить часы и позвать арбитра.

  1. Если арбитр согласен, что партнер не прилагает усилий для выигрыша партии нормальными способами, или выигрыш нормальными способами невозможен, он должен зафиксировать ничью. В противном случае он должен отложить решение или отклонить требование.

  2. Если арбитр откладывает решение, партнеру может быть добавлемо две минуты на обдумывание и партия продолжается в присутствии арбитра, если это возможно. Арбитр должен объявить свое решение после падения флажка.

  3. Если арбитр отклоняет требование, партнеру нужно добавить две минуты.

  4. Решения арбитра, связанные с 10.2 (a), (b), (c) являются окончательными.

10.3

Если оба флажка упали и невозможно установить чей флажок упал первым, партия считается закончившейся вничью.

Статья 11: Подсчет очков
11.1

Если другое не объявлено заранее, игрок, выигравший партию или победивший за счет наказания партнера получает одно очко (1); игрок, проигравший партию или наказанный, не получает ни одного очка (0); в случае ничьей оба игрока получают по половине очка (1/2).

Статья 12: Поведение игроков
12.1

Игроки не должны допускать действий, дискредитирующих шахматы.

12.2

Во время игры игрокам запрещается пользоваться какими-либо записями, источниками информации, советами или проводить анализ на другой доске. Бланк должен использоваться только для записи ходов, показаний часов, предложения ничьей и других случаев, относящихся к заявлениямю.

12.3

Игроки, закончившие свои партии, считаются зрителями.

12.4

Игрокам не разрешается покидать "игровую зону" без разрешения арбитра. Игровая зона состоит из места для игры, комнат отдыха, места принятия пищи, места для курения и других мест, определенных арбитром. Игроку, за которым очередь хода, не разрешается покидать место для игры без разрешения арбитра.

12.5

Запрещается отвлекать внимание или беспокоить партнера любым способом. Это включает в себя необоснованные заявления или неоднократные предложения ничьей.

12.6

За нарушение любой из Статей 12.2-12.5 накладываются наказания в соответствии со Статьей 13.4.

12.7

Игроку, который постоянно отказывается выполнять Правила шахматной игры, засчитывается поражение в данной партии. Результат его партнера определяется арбитром.

12.8

Если оба игрока признаются виновными в соответствии со Статьей 12.7, то им обоим засчитывается поражение в этой партии.

Статья 13: Роль арбитра (см. Предисловие)
13.1

Арбитр должен следитьза точным выполнением Правил шахматной игры.

13.2

Действия арбитра должны быть направлены на максимальное удовлетворение интересов соревнования. Он должен обеспечивать благоприятную игровую обстановку и следить за тем, чтобы игрокам не мешали. Он должен контролировать ход соревнования.

13.3

Арбитр должен следить за партиями, особенно, когда у игроков остается мало времени, добиваться выполнения принятых им решений и, при необходимости, налагать на игроков соответствующие взыскания.

13.4

Арбитр может налагать одно или несколько следующих наказаний:

  1. предупреджение,

  2. предоставление партнеру добавочного времени,

  3. уменьшение остающегося у нарушителя времени,

  4. объявление партии проигранной,

  5. уменьшение очков в партии за нарушение,

  6. увеличение очков в партии партнеру до максимально возможного в этой партии,

  7. исключение из соревнования.

13.5

Арбитр может добавить одному или обоим игрокам дополнительное время, если во время партии возникли внешние помехи.

13.6

Арбитр не должен вмешиваться в игру за исключением случаев, которые указаны в Правилах шахматной игры. Он не должен информировать о количестве сделанных ходов за исключением применения Статьи 8.5, когда по крайней мере один игрок израсходовал все отведенное ему время. Арбитр должен воздерживаться от информирования игрока о том, что его партнер сделал ход.

13.7

Зрители и участники не должны разговаривать или каким-либо другим способом мешать игре. При необходимости арбитр может удадить нарушителей из игровой комнаты.

Статья 14: Ф И Д Е
14.1

Федерации - члены ФИДЕ могут просить ФИДЕ дать официальное разъяснение по всем вопросам, касающихся Правил шахматной игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ
А. Откладывание партий
A.1
  1. Если партия не закончена во время, предусмотренное для игры, арбитр должен предложить игроку, за которым очередь хода, сделать "секретный ход". Игрок должен записать ход недвусмысленной нотацией на своем бланке, положить свой бланк и бланк партнера в конверт, запечатать конверт и только затем остановить свои часы, не включая часы партнера. Пока часы не остановлены, игрок имеет право изменить записанный ход. Если после того как арбитр предложил записать секретный ход, играющий делает его на доске, он должен записать этот же ход на своем бланке, как "секретный".

  2. Если игрок, за которым очередь хода, решает отложить партию до того, как закончится игровой период (но котрольное число ходов сделано обоими партнерами), он должен взять все оставшееся до конца тура время на себя, а время, которое у него осталось, должно быть записано.

A.2

Нижеперечисленное должно быть указано на конверте:

  1. фамилии партнеров;

  2. позиция, предшествующая записанному ходу;

  3. время, использованное каждым партнером;

  4. фамилия игрока, который записал ход;

  5. номер записанного хода;

  6. предложение ничьей, если предложение было сделано до откладывания партии;

  7. дата, время и место возобновления игры.

A.3

Арбитр должен проверить правильность записи информации на конверте и он несет ответственность за сохранность конверта.

A.4

Если игрок предлагает ничью после того, как его партнер записал секретный ход, предложение остается в силе пока партнер примет или отклонит его в соответствии со Статьей 9.1.

A.5

Перед возобновлением партии позиция, возникшая непосредственно перед записанным ходом, должна быть установлена на доске и на часах установлено время, использованное каждым игроком до откладывания партии.

A.6

Если до возобновления партии достигнуто соглашение на ничью или один из игроков извещает арбитра, что он сдается, партия считается законченной.

A.7

Конверт вскрывается только в присутствии игрока, который должен делать ответный ход.

A.8

Кроме случаев, упоминаемых в Статьях 6.10 и 9.6, партия считается проигранной игроком, чей записанный ход в конверте:

  1. двусмысленен, или

  2. такой, что его правильное значение невозможно восстановить, или

  3. невозможен.

A.9

Если во время возобновления партии:

  1. игрок, который должен отвечать на записанный ход присутствует, конверт вскрывается, записанный ход делается на шахматной доске и пускаются его часы;

  2. игрок, который должен отвечать на записанный ход не присутствует, его часы должны быть пущены. По прибытию он может остановить свои часы и обратиться к арбитру . Затем конверт вскрывается и записанный ход делается на шахматной доске и его часы пускаются вновь;

  3. игрок, записавший ход отсутствует, то его партнер не обязан отвечать на записанный ход на доске. Он имеет право записать свой ответный ход на бланке, запечатать свой бланк в новый конверт и переключить часы. В таком случае конверт должен быть вручен на хранение арбитру и открыт по прибытию партнера.

A.10

Партия проигрывается игроком, который опаздывает более, чем на один час к возобновлению отложенной партии (если правилами соревнований или арбитром не предусмотрено другое). Однако, если опоздавшим является игрок, который записал ход, решение может быть другим, а именно:

  1. отсутствующий игрок побеждает, потому что записанным ходом дает мат, или

  2. отсутствующий игрок достиг ничьей из-за того, что записанным ходом ставит пат или на доске возникла позиция, описанная в статье 9.6; или

  3. присутствующий игрок проигрывает партию в соответствии со Статьей 6.9.

A.11
  1. Если конверт, содержащий записанный ход, отсутствует, партия должна продолжаться с позиции и со временем на часах, которые записаны при откладывании. Если время на часах, потраченное каждым игроком не может быть восстановлено, показания часов должны быть установлены арбитром и игрок, записавший ход, делает этот записанный ход на шахматной доске.

  2. Если восстановить позицию невозможно, партия аннулируется и должна быть сыграна новая партия.

A.12

Если перед возобновлением партии один из игроков перед совершением своего первого хода указывает, что на одном из циферблатов использованное время установлено неправильно, ошибка должна быть исправлена. Если ошибка не была своевременно выявлена, игра продолжается без корректировки показаний часов, если только арбитр не сочтет, что последствия будут достаточно серьезны.

A.13

Продолжительность каждого периода доигрывания контролируется арбитром по своим часам. Время начала и окончания доигрывания должно быть объявлено заранее.

В. Быстрая игра
B.1

"Быстрая игра" - это партия, когда все ходы должны быть сделаны за определенное время от 15 до 60 минут.

B.2

Игра проводится по Правилам шахматной игры ФИДЕ, исключая те случаи, где они противоречат данным Правилам быстрой игры.

B.3

Игроки не обязаны записывать ходы.

B.4

После того, как каждый игрок сделал три хода, не принимаются никакие заявления, касающиеся неправильного расположения фигур, размещения шахматной доски или установки часов. В случае обратного порядка размещения короля и ферзя, рокировка с таким королем не разрешается.

B.5
  1. Арбитр должен принимать решения в соответствии со Статьями 4 (касание фигуры), только если такое требование высказано одним или обоими игроками.

  2. Игрок теряет право на требование в соответствии со Статьями 7.2, 7.3 и 7.5 (нарушения, невозможные хода), как только он прикоснулся к фигуре в соответствии со Статьей 4.3.

B.6

Флаг считается упавшим, когда обоснованное заявление об этом сделано игроком. Арбитр должен воздерживаться от привлечения внимания к падению флажка.

B.7

Для заявления о победе по времени, заявитель должен остановить часы и обратиться к арбитру. Заявление имеет силу, если после остановки часов флаг партнера уже упал ,а флаг заявителя - нет.

B.8

Если оба флага упали, партия считается закончившейся вничью.

С. Молниеносная игра (Блиц)
C.1

"Молниеносная игра"("блиц") - это партия, в которой все ходы должны быть сделаны за определенное время - меньшее чем за 15 минут.

C.2

Игра проводится по Правилам быстрой игры, изложенными в Приложении В, за исключением тех случаев, где они противоречат данным Правилам молниеносной игры.

C.3

Невозможный ход считается сделанным после включения часов партнера. После этого партнер имеет право требовать выигрыш перед совершением своего ответного хода. Если партнер не может дать мат игроку любой последовательностью возможных ходов при наименее квалифицированной контригре, тогда он имеет право заявить о ничьей раньше, чем сделает ход. Однако, как только партнер выполнил ответный ход, невозможный ход уже не может быть наказан.

C.4

Статья 10.2 не применяется.

D. Быстрый финиш при отсутствии арбитра в месте проведения соревнования
D.1

Если партии играются в соответствии со Статьей 10, игрок может требовать ничью, когда у негоостается менее двух минут на часах до падения своего флага. Это заканчивает игру. Его требование может основываться на том, что

  1. его партнер не может выиграть обычными способами, или

  2. его партнер, не делает попытки выиграть обычными способами.

В случае (а) игрок должен записать финальную позицию и его партнер должен подтвердить ее.

В случае (b) игрок должен записать финальную позицию и представить соответственно заполненный бланк до того, как игру было остановлено. Партнер должен удостоверить и бланк и финальную позицию. Заявление должно быть рассмотрено арбитром, решение которого является окончательным.

Е. Алгебраическая нотация

ФИДЕ признает для своих турниров и матчей только одну систему нотации - алгебраическую и рекомендует ее использовать для шахматной литературы и периодических изданиях. Бланк, содержащий нотацию, отличную от алгебраической, не может быть использован как доказательство, в случаях, когда для этой цели обычно используется бланк записи игрока. Арбитр, замечающий, что игрок использует отличную от алгебраической систему нотации, должен предупредить его о данном правиле.

Описание алгебраической нотации
E.1

Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой своего наименования (на английском языке). Например: К-king(король), Q-queen(ферзь), R-rook(ладья), B-bishop(слон). N-knight(конь). (Для удобства конь обозначается буквой N).

E.2

Каждый игрок может использовать в качестве первой буквы первую букву наименования, которое используется в его стране. Например: F(слон во Франции), L(слон в Германии). В печатной периодике рекомендуется использовать изображения фигур.

E.3

Для обозначения пешки первая буква не используется. Ее определяют по отсутствию такой буквы. Например: e5, d4, a5.

E.4

Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются строчными буквами, a, b, c, d, e, f, g, h соответственно.

E.5

Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции, белые фигуры и пешки размещаются на первой и второй горизонталях; черные фигуры и пешки - на восьмой и седьмой горизонталях.

E.6

Таким образом, каждая из шестидесяти четырех клеток имеет свое постоянное обозначение, состоящее из уникальной комбинации буквы и цифры:

E.7

Каждый ход фигуры обозначается с помощью:

  1. первой буквы наименования соответствующей фигуры и

  2. полем, на которое она перемещается.

Тут не нужен дефис между (а) и (b). Например: Ве5, Nf3, Rd1.

Для пешки указывается только поле, на которое она перемещается. Например: e5, d4, a5.

E.8

Когда фигура совершает взятие, вставляется х между

  1. первой буквой наименования фигуры и

  2. полем, на которое она перемещается.

Например: Вхе5, Nxf3, Rxd1.

Когда пешка совершает взятие, должно быть указано поле, с которого она перемещается, потом х и поле, на которое она переместилась. Например: dxe5, gxf3, axb5. В случае взятия "на проходе" полем, на которое перемещается пешка, является то поле, на котором в конечном итоге оказывается пешка, совершив взятие, и в записи добавляется "е.р."

Например: exd6 e.p.

E.9

Если две одинаковые фигуры могут пойти на одно и то же поле, фигура, совершившая ход, обозначается следующим образом:

(1)

Если обе фигуры находятся на той же горизонтали: с помощью

  1. первой буквы наименования фигуры,

  2. вертикали поля, с которой она ушла, и

  3. поля, на которое она переместилась.

(2)

Если обе фигуры находятся на той же вертикали: с помощью

  1. первой буквы наименования фигуры,

  2. горизонтали поля, с которой она ушла, и

  3. поля, на которое она переместилась.

(3)

Если фигуры находятся на различных горизонталях и вертикалях способ (1) предпочтительнее. При взятии х должно быть вставлено между (b) и (с).

Примеры:

(1)

Два коня находятся на полях g1 и е1 и один из них ходит на поле f3: возможны ходы Ngf3 или Nеf3.

(2)

Два коня находятся на полях g5 и g1 и один из них ходит на поле f3: возможны ходы N5f3 или N1f3.

(3)

Два коня находятся на полях h2 и d4 и один из них ходит на поле f3: возможны ходы Nhf3 или Ndf3.

Если на поле f3 осуществляется взятие, то предыдущие примеры изменяются за счет вставки х:

(1)

Ngхf3 или Ndхf3,

(2)

N5хf3 или N1хf3,

(3)

Nhхf3 или Ndхf3.

E.10

Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку партнера, пешка, которая совершает ход, обозначается с помощью

  1. буквы вертикали, с которой она ушла,

  2. х,

  3. поля, на которое она переместилась.

Например: если белые пешки находятся на полях с4 и е4, а черная пешка или фигура на поле d5, ход белых можно записать двумя способами: схd5 или ехd5 соответственно.

E.11

В случае превращения пешки записывается сделанный ход и сразу же за ним первая буква новой фигуры. Например: d8Q, f8N, b1B, g1R.

E.12

Предложение ничьей обозначается (=).

Используемые сокращения:
0-0

- рокировка с ладьей h1 или ладьей h8 (рокировка в короткую сторону)

0-0-0

- рокировка с ладьей а1 или ладьей а8 (рокировка в длинную сторону)

х

- взятие

+

- шах

++

- мат

е.р.

- взятие на проходе

Пример записи партии: 1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nc3 Bb4 4.Bd2 0-0 5.e4 d5 6.exd5 exd5 7.cxd5 Bxc3 8.Bxc3 Nxd5 9.Nf3 b6 10.Qb3 Nхc3 11.bxc3 c5 12. Be2 cxd4 13.Nxd4 Re8 14.0-0 Nd7 15.a4 Nc5 16.Qb4 Bb7 17.a5 ... и т.д.

F. Правила игры между игроками с нарушением зрения, между игроками с нарушением зрения и зрячими
F.1

Организаторы турнира должны иметь возможность приспособить данные правила к конкретным условиям. В соревнованиях между зрячими и игроками с нарушением зрения (слепыми), каждый из игроков может требовать использование двух досок: зрячие игроки используют обыкновенную доску, а слепые используют доску специальной конструкции.

Такая доска специальной конструкции должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. размеры не менее 20 х 20 сантиметров;

  2. немного поднятые черные поля;

  3. фиксированные отверстия на каждом поле;

  4. соответствующие штырьки у каждой фигуры для этих отверстий;

  5. фигуры Стаунтона со специальной маркировкой черных фигур.

F.2

При игре нужно придерживаться следующих правил:

(1)

Ходы должны произноситься четко, повторяться партнером и совершаться на его доске.Чтобы сделать произношение максимально четким, используются следующие имена вместо соответствующих букв алгебраической нотации

A - Anna (Анна)
B - Bella (Бэлла)
C - Cesar (Цезарь)
D - David (Давид)
E - Eva (Ева)
F - Felix (Феликс)
G - Gustav (Густав)
H - Hector (Нектор)

Горизонтали от белых к черным получают немецкие номера:

1 - eins (айн)
2 - zvei (цвай)
3 - drei (драй)
4 - vier (фир)
5 - fuenf (фюнф)
6 - sechs (зэкс)
7 - seiben (зибен)
8 - acht (ахт)

Рокировка произносится как "Lange Rochade" (по-немецки "ланге рохадэ" для длинной рокировки) и "Kurze Rochade" (по-немецки "кюрце рохадэ" для короткой рокировки).

Фигуры называются: Koenig(кениг), Dame(дамэ), Turm(турм), Laeufer(лойфэр), Springer (шпрингер), Bauer(бауэр). При превращении пешки игрок должен объявить, какая выбирается фигура.

(2)

При использовании доски для игроков с нарушением зрения, считается, что к фигуре "прикоснулись", если она была вынута из отверстия.

(3)

Ход считается сделанным, если:

  1. в случае взятия фигура, которая сбивается, удаляется с доски игрока, за которым очередь хода,

  2. фигура вставляется в другое отверстие доски,

  3. ход был произнесен.

Только после этого пускаются часы партнера. После выполнения действий, описанных в п.п.2 и 3 вступают в действия обычные правила для зрячих игроков.

(4)

Для игроков с нарушением зрения допускается использование специальных шахматных часов. Они имеют следующие особенности:

  1. циферблат, оборудованный укрепленными стрелками, причем каждые пять минут маркированы одной выпуклой точкой, а каждые 15 минут - двумя,

  2. флажок, который можно легко ощущать при касании. Следует иметь в виду, что флажок устроен таким образом, чтобы игрок имел возможность ощущать прикосновение к минутной стрелке последние пять минут каждого часа.

(5)

Игрок с нарушением зрения может записывать течение партии по Брайелю, обычной записью или наговаривая ходы на магнитофон.

(6)

Ошибка при произнесении хода должна быть немедленно исправлена до включения часов партнера.

(7)

Если во время игры на двух досках возникнут разные позиции, они должны быть откорректированы ассистентом контролера в соответствии с записями партии обоих игроков. Если записи партий соответствуют между собой, то игрок, который записал правильный ход, но выполнил его неправильно, должен восстановить правильную позицию, в соответствии с записанным правильным ходом.

(8)

Если возникло такое отличие позиций, и записи партии отличаются, нужно вернуться к моменту, когда записи партии соответствуют друг другу и контролер должен соответствующим образом отрегулировать показания часов.

(9)

Игрок с нарушением зрения имеет право пользоваться услугами ассистента, который может выполнять некоторые или все следующие действия:

  1. Выполнять каждый ход игрока на доске партнера.

  2. Произносить хода обоих игроков.

  3. Вести запись партии игрока с нарушением зрения и включать часы его партнера (в соответствии с пунктом 3 (с)).

  4. Информировать игрока с нарушением зрения, только по его требованию, о количестве сделанных ходов и времени, израсходованным обоими игроками.

  5. Делать заявление в случаях, когда время игры вышло и информировать контролера о том, что зрячий игрок прикоснулся к одной из своих фигур.

  6. Выполнять необходимые формальности в случае откладывания партии.

Если игрок с нарушением зрения не имеет возможности пользоваться услугами ассистента, зрячий партнер может выполнять обязанности последнего в соответствии с пунктами 9 (а) и (b).

© 2003–2017 андрей салмов   |   Карта сайта
Регистрация компаний за рубежом
Регистрация компаний за рубежом. Регистрация оффшорных компаний
sn78.ru
Русста фасады цена
Кровля и фасады. Вентилируемые фасады. Материалы для кровли и фасада
akam-hpl.ru
Что лучше дзюдо или джиу джитсу
что лучше дзюдо или джиу джитсу
stonefightgym.ru