Вы: Гость
Плановая игра

Плановая игра

Плановая игра - сложнейшая из всех шахматных проблем. Шахматист учится проводить глубокие планы, когда он достигнет высокого уровня шахматной квалификации, да и тогда это даётся далеко не всякому. И всё же основные элементы плана должен знать каждый шахматист, желающий повысить своё мастерство.

Так что же такое план в шахматной партии? Иные ошибочно полагают, что каждая партия проходит по единому плану, что шахматист сразу после дебюта, а то и раньше, намечает план до самого конца партии и точно его проводит. Неверно. План - это совокупность следующих одна за другой стратегических операций, выполняемых каждый раз по самостоятельному замыслу в соответствии с требованиями позиции создавшейся на доске. Итак, совокупность операций, следующих одна за другой. Но какой план, какую стратегическую операцию проводить в данный момент? Ответ напрашивается сам собой: исходя из создавшегося на доске положения, качество которого мы оцениваем с помощью анализа. Итак, план зависит от позиции и нашего анализа этой позиции. Так что же такое тогда оценка и анализ позиции? Стейниц расчленял позицию на элементы, сравнивал их и давал оценку каждому элементу. Предшествующие поколения шахматистов усовершенствовали и уточнили методы первого чемпиона и постепенно сформулировали семь основных принципов, по которым ведется изучение любой позиции.

  1. Материальное взаимоотношение сил.
  2. Наличие непосредственных угроз.
  3. Расположения королей, их безопасность.
  4. Владение открытыми линиями.
  5. Пешечная структура, слабые и сильные поля.
  6. Центр и пространство.
  7. Развитие и расположение фигур.

Для начала рассмотрим более сложную партию Ананд - Карпов, Лозанна. 1998 г.

Первый этап - сравнение ориентиров.

  1. На доске материальное равенство.
  2. Опасные угрозы отсутствуют.
  3. Позиция королей особо не вызывает опасений. Однако в перспективе у белых несколько лучшие шансы в атаке на королевском фланге.
  4. В позиции имеется единственная открытая линия "c". Белые получили давление по полуоткрытой линии "e".
  5. У белых изолированная пешка d4, что традиционно отдает в руки соперника пункт е5 и некоторую инициативу на королевском фланге.
  6. Влияние на центр и владение пространством примерно одинаково.
  7. Фигуры развиты у обоих гармонично и никому перевеса не дают.

Общий вывод. Позиция примерно равна. Небольшое преимущество имеют белые, так как они могут раньше начать активные действия на королевском фланге. 12. h4!? (цель хода раскрывается в агрессивном (вполне реальном) варианте 12. ... Cd7 13. Фd3 h6 14. Kg5!? g6 15. Kf3 Cg7 16. h5 g5 17. Kg5!! hg 18. C:g5 с атакой) 12. ... Kf5!? 13. Фd3 K:c3 14. bc h6 15. h5 Kd6 Разменивая опасного слона, черные обесценивают агрессию соперника. 16. Ke5 K:e4 17. Ф:e4 C:e5 18. de f5! 19. Фe2?! Переоценивая свои возможности. Надо было подумать об уравнении - 19. ef Фf6 20. Фd4. 19. ... Cd7 20. Лd1 Cb5! 21. Фf3 Фе8 22. Cf4 Лc8 23. Лd4 Лс4 24. Лad1 Фf7!? 25. Л:с4 С:с4 26. a3 Лс8 Черные наилучшим образом распорядились своими шансами. У них есть четкие мишени для атаки и все основания на хорошее будущее. 27. Лd4 Kph7 28. Cd2 Cd5 29. Фh3 b5 30. a4 ba 31. Л:a4 Лс4! 32. Л:с4 С:с4 33. Фh4 Cb5 34. c4 Ce8 35. c5 Фd7 36. Cc3 Фd3 37. Фd4 Ф:d4 38. C:d4 a5 Несмотря на разноцвет, эндшпиль для белых тяжел. 39. c6?! C:c6 40. f3 f4! 41. Cb2 Ce8 42. Cc1 a4 43. C:f4 a3 44. Ce3 C:h5 45. Kpf2 Ce8 46. Cd4 Cc6 47. Cc3 a2 48. g3 h5! 49. g4 h4! Белые сдались.

Конечно, данный пример очень сложен для многих начинающих шахматистов. Поэтому давайте перейдём к разбору более простых, доступных примеров.

Разыгрывая или анализируя любую позицию, необходимо опираться на прежде всего на план. Особенно начинающим шахматистам необходимо запомнить простое правило: лучше играть по плохому плану, чем вообще без плана. В большинстве позиций планов может быть несколько, мы выбираем себе один в зависимости от своего характера, стиля игры, пристрастий соперника, собственного настроения и самочувствия.

Учебная позиция. Оценивая данную позицию, мы обращаем внимание на большой материальный перевес белых, но выиграть не так просто, особенно не имея опыта. Принимаем во внимание то, что у соперника белопольный слон - это нам пригодится в дальнейшей игре. Начинаем планировать. Во-первых, матование необходимо проводить на краю доски или в углу. Во-вторых, при игре необходимо учесть, что белые поля недоступны для короля, чтобы не "нарваться" на связку слоном. И последнее, что необходимо знать такое понятие, как взаимодействие. Особенно надо знать, что без помощи короля, не обойтись. Ферзь и король должны действовать дружно, вместе. Сначала активизируем короля. 1. Kpd2 Kpd4 2. Фb4 (связку необходимо использовать для сближения фигур) 2. ... Kpd5 3. Kpe3 Cf1 4. Фa5+ Kpe6 5. Kpd4 Ch3 6. Фe5+ Kpd7 7. Kpc5 Cg2 8. Фd6+ Kpe8 9. Фc7! Как только неприятельский король оттеснён на край доски необходимо его - отрезать. Но при этом необходимо помнить, особенно при наличии у себя ферзя, король должен иметь не менее двух ходов, во избежание пата. 9. ... Ch3 10. Kpd6 Kpf8 11. Kpe5 Kpg8 12. Kpf6, и мата черным не избежать.

Подобные методы решения и в этой позиции. Единственное, что здесь надо учесть, так особенности коня и его способность делать "вилки". Поэтому король должен остерегаться этих вилок. 1. Kph2 Ke6 2. Kpg3 Kpf6 3. Kpg4 Kg7 4. Фc3+ Kpg6 5. Фс6+ Kpf7 6. Kpf4 Ke6+ 7. Kpe5 Kg7 8. Фf6+ Kpg8 9. Фe7 Kph8 10. Kpf6 Kh5+ 11. Kpg5 Kg7 12. Kpg6 и мат следующим ходом.

Интересно пронаблюдать в данной позиции такое понятие, как взаимодействие. Важно знать, что для победы белым необходимо сохранить пешку. Но быстрое желание победить у начинающих важнее здравого смысла, поэтому в этой позиции большинство слабых шахматистов стали бы продвигать пешку 1. h7+ Kpg7 2. Kpf4 Kph8 3. Kpg4 Kpg7 4. Kpf5 Kph8 5. Kpg6 пат. Опытный шахматист обратит внимание на то, что вместе конь и пешка построили перед собой непреодолимый барьер для черного короля. И стоит подвести белого короля на поле g6 и перекрыть поле h8 конем с поля f7, дорога в ферзи пешки открыта. 1. Kpg4! Kph8 2. Kpf5 Kpg8 3. Kpg6 Kph8 4. Kf7+ и пешка смело повышается в звании, обеспечивая победу белым.
-Направо пойдёшь - коня потеряешь
-Налево пойдёшь - голову потеряешь
-Прямо пойдёшь - ...

А как белым пойти? Даже такое большое материальное преимущество не может обеспечить победу сильнейшей стороне при ходе белых. Если белый король успеет проникнуть на поле h1, то ничья белым обеспечена. 1. Kpf2 = и 1. Kpf1 = А вот 1. Kpf3? h3!! 2. Kpf2 Ch2!! В дальнейшем подведя черного короля и оттеснив белого от поля превращения - черные добиваются победы. А если ход черных? 1. ... h3!! (1. ... Ch2? Kpf3! =) 2. Kpf2 (2. Kpf1 Cc5 -+, 2. Kpf3 Kpf5 -+) 2. ... Ch2!! 3. Kpf3 Kpf5 4. Kpe3 Kpg4 5. Kpf2 Kpf4 6. Kpe2 Kpg3 7. Kpf1 Kpf3 8. Kpe1 Kpg2 с выигрышем у черных.

Мы уже хорошо знаем, что реальный план составляется с учетом ближайших и дальних перспектив и обязательно на основе оценки конкретной обстановки, сложившейся на доске.

Рассмотрим следующие поучительные пять учебных примеров.

1-й. На доске при материальном равенстве, преимущество белых бесспорно. Конь черных не имеет ни одного хода, король также скован в своих действиях. Каким должен быть план реализации перевеса? Прежде всего, ясно, что конь один не в состоянии создать решающих угроз. Ведь пешки черных надежно пока защищены. Значит, без помощи своего короля белым не обойтись? Тогда остаётся вопрос: куда отправить короля? В центре или на королевском фланге проникнуть в расположение черных, возможности нет, а вот рейд на поле b7 очень заманчив. Тем более, что если перевести коня на е6, черный король не сможет попасть на ферзевый фланг, и, таким образом, на пешку с7 белые направят 2 удара, что обеспечит её выигрыш. Таков наш план. Теперь попробуем его осуществить. 1. Kd4 Kpf7 2. Ke6 Черный король уже отрезан от обреченной на гибель пешки с7, и его белый коллега отправляется в далекий, но вполне безопасный рейд по маршруту f2-e3-d4-c4-b5-a6-b7 с выигрышем.

2-й. Позиция знакомая, только вместо коня на f3 находится слон. Как изменит это план игры? Наверное, нет. Все дело в том, что конь е8 по прежнему парализован. Поэтому белые снова переправят короля на ферзевый фланг и затем, разменяв путем Cf3-g4-d7xe8 коня, заберут пешку с7 с победой.

3-й. А теперь заменим слона нашего на чернопольного. Что изменится? Характер борьбы становится иным: коня никак не устранить. Значит королю со слоном надо вместе атаковать пешку с7. План белых в самых общих чертах выглядит так:

  1. Короля перевести на b7
  2. Слона перебросить на а5 или b8.

Однако при осуществлении своего плана белые должны уже считаться с действиями противника. Черные будут препятствовать вторжению на поле b7, направив своего короля на ферзевый фланг. Значит, план белых надо уточнить. Вот как это будет выглядеть:

  1. Белый король отправляется в поход на b7. В тот момент, когда он попадет на а6, черные будут вынуждены держать своего короля на b8. Если теперь он отступит на с8, то белый король шагнет на а7, а затем проберется и на b7, поскольку конь неподвижен
  2. Предположим, что король черных не уйдет на с8, а займет угловое поле а8. Тогда белые запатуют его ходом слона на а7, и черным придется отдать коня. Таким образом, и эта позиция легко выиграна. Все несчастья черных происходят оттого, что, конь их, по существу, мертв.

А что, если заменить злополучного "иноходца" другой фигурой? Например, слоном.

4-й. Все переменилось. И планы белых, с учетом реальных факторов, должны стать иными. При коне пешки с6 и d5, блокировавшие позицию черных, были неуязвимы. А теперь грозит перевод слона на f7 c нападением на пешку d5.

Король не успевает защитить пешку. А конь? В распоряжении белых находится косвенная защита: 1. Kd2 Cf7 2. Ke4! (2. ... C:d5?? 3. Kf6+), и после 3. Kf6 вражеский король лишается подвижности, вынужденный защищать пешку h7, после чего белые опять добиваются победы. И последняя позиция.

5-й. Казалось бы, незначительное изменение: пешка расположена не на h6, а на h4. Но именно это обстоятельство радикально меняет характер борьбы. У белых есть две возможности усилить своё положение, но обе они не ведут к выигрышу:

  1. 1. Kd4 Kg7 2. Kb5 Ke8 3. Kpf2 Kpf7 4. Kpe3 Kpe7 5. Kpe4 Kpd8 6. Kd4 Kg7 7. Kpf4 Kpe7 и черные удерживают равновесие.
  2. 1. Kd2 Kg7 2. Ke4 Kf5! 3. Kf6+ Kpf7, и черные могут обороняться.

обсудить на форуме сайта >>

В качестве ещё одного учебного примера плановой игры приведу окончание партии Ботвинник - Томас, Ноттингем, 1936 г.

Для начала - оценка позиции. Она довольно проста: у белых значительное материальное преимущество, а в качестве компенсации у чёрных далеко продвинутая защищённая проходная пешка.

Дальше несколько сложнее: сразу не видно, где у чёрных наиболее слабое место. Здесь 6-й чемпион мира Михаил Моисеевич Ботвинник осуществил чёткий последовательный план, состоящий из нескольких пунктов:

1) Угрозой атаки базы чёрной пешечной цепи (пешки b7) оттеснить короля чёрных.

40. b4 Крg5 41. Крg3 Крf5 42. Кh3 Крf6 43. a4 Крf5 44. Кf4 Крf6 45. b5 ab 46. ab Крe7 (угрожало 47. К:d5 cd 48. c6 bc 49. b6 +-) 47. b6 Крd7 (снова угрожало 48. К:d5).

2) Первый этап выполнен, и можно переходить к следующему - выигрышу пешки "h".

48.Кh5 Крd8 49. Кf6 h6 50. Кg4 h5 51. Кf2.

Обратите внимание на взаимодействие: одна белая фигура делает своё "чёрное" дело, а другая караулит пешку f3, причём делают они это поочерёдно. И ещё: помешать плану белых чёрные не могут.

51. ... Крd7 52. Крh4 Крd8 53. Кр:h5 Крe7 54. Крg4 Крe6 55. Крg3 Крd7 56. Кh3 Крd8 57. Кf4 Крd7.

3) Сравните с предыдущей диаграммой - то же самое, но без пешки "h".

Переходим к третьему этапу. А в чём же его суть? До пешки b7 не добраться... Можно пожертвовать коня за пешки "е" и "f", но это требует довольно длинного и непростого расчёта.

Ботвинник придумал более изящное решение - запатовать чёрного короля на поле а8 и с помощью цугцванга заставить оторваться пешку f3 от цепи.

58. Кh5 Крe6 59. Кg7+ Крd7 60. Кf5 Крc8 61. Кd6+ Крb8 62. Кf5 Крc8 (повторение ходов перед решительным манёвром - отличительная черта Ботвинника ).

4) Итак, конь хорошо выполнил свою работу и в последний раз "сдал вахту" своему королю. Предпоследний этап - белый король отправляется "в гости" к своему коллеге.

63. Крf4 Крb8 64. Крe5 Крc8 65. Крe6 Крb8 66. Крd7 Крa8 67. Кg3 (грубейшей ошибкой было 67. Kpc8?? f2 68. Kg3 f1Ф 69. К:f1 пат) 67. ... Крb8 68. Кf1 Крa8 69. Крc8, 1 : 0.

Долгожданный цугцванг! Чёрные сдались, не дожидаясь заключительного пятого этапа - после 69. ... f2 белый король возвращается, забирает пешку "f", и белые без труда выигрывают.

обсудить на форуме сайта >>

© 2003–2017 андрей салмов   |   Карта сайта