Вы: Гость
Матование Кр + С + К = Кр

Матование Кр + С + К = Кр

Авторы: Калибердин Владимир Михайлович (ИнтелектИ)
Яковлев Илья
Вахляев Сергей

Данная статья написана для того, чтобы игрок, имеющий преимущество, чётко представлял весь механизм матования (например, в условиях ограниченного времени).

Матование королём, слоном и конём одинокого короля (в рассматриваемых примерах чёрного) представляется простым, если знать его алгоритм, состоящий из двух этапов.

Этап 1. Оттеснение короля из центра, построение треугольника.

Треугольником будем называть меньшую часть шахматной доски, одна из вершин которой - угол цвета слона, а противоположная сторона - диагональ, на которой расположен слон. Так, при слоне на b3 вершинами треугольника будут a2, a8, g8.

"Сжатием" треугольника будем называть уменьшение размера треугольника путем перевода слона на меньшую диагональ (в положении на диаграмме это перевод слона на диагональ а4-е8 таким образом, чтобы черный король оставался внутри треугольника).


Диаграмма 1

Когда одинокий король находится в центре доски, сильнейшая сторона старается вытеснить его оттуда. Это достигается посредством централизации своих сил. Даже при удачном стечении обстоятельств король слабейшей стороны может продержаться в центре не более десятка ходов. В позиции на диаграмме 1 следует 1. Kpb4 Kpe5 2. Kpc5 Kpe4 3. Kc4 Kpf5 4. Ch7+ Kpf4 5. Kpd4 Kpf3 6. Ce4+ Kpf4, и белые достигли намеченной расстановки.


Диаграмма 2

Правило построения треугольника

Позиция на диаграмме 2 при ходе белых является основной с точки зрения расположения слона, коня и чёрного короля, который находится в треугольнике:

  • при белопольном слоне и вершине треугольника а8 - конь на d3 (f5), слон на d5 (при необходимости переводится на b3);
  • при белопольном слоне и вершине треугольника h1 - конь на c4 (e6), слон на e4 (при необходимости переводится на c2);
  • при чернопольном слоне и вершине треугольника а1 - конь на d6 (f4), слон на d4 (при необходимости переводится на b6);
  • при чернопольном слоне и вершине треугольника h8 - конь на c5 (e3), слон на e5 (при необходимости переводится на c7).

Важно отметить: конь во всех нижеизложенных вариантах не делает ни одного хода, оставаясь как вкопанным на идеальном поле с4, а до построения треугольника коню лучше находиться на поле b2, откуда он после определения вершины сможет за один ход перебраться на свой пост.

I. Вначале рассмотрим первый вариант, когда король черных находится внутри треугольника b1-h1-h7 и белые ближайшим ходом короля могут воспрепятствовать его выходу.

Задача белых - перевести слона на поле с2, блокируя треугольник слева, а король будет блокировать треугольник сверху и оттеснять своего коллегу, после чего сжимаем треугольник:

1. Крe5 (не выпуская оппонента через f6) 1. ... Kph6 2. Kpf6 Крh5 3. Kpg7 Kpg5 4. Сg6!


Диаграмма 3

Слон помогает собственному королю попасть в треугольник.

4. ... Kpf4 5. Kph6 Kpg4 6. Cc2!


Диаграмма 4

Основная задача выполнена, далее следует 6. ... Kpf4 5. Kph5 Kpg3 6. Kpg5 Kpf3 7. Kpf5 Kpg3 8. Cd1 (готово, треугольник "сжат") 8. ... Kpf2 (8. ... Kph4 9. Kpf4) 9. Kpg4 Kpe1 10. Cf3 - переходим ко 2-му этапу (далее см. текст к диаграмме 11).


Диаграмма 5

Для полноты картины рассмотрим случай, когда черный король находится на d1 и временно препятствует слону занять поле с2 (диаграмма 5). В предыдущем примере слон помогал королю, на этот раз король приходит на помощь слону - отличная взаимовыручка!

1. Кpd3 Kpc1 2. Kpc3 Kpd1 3. Kpb2 (отнимая поле с1) 3. ... Kpe2 4. Cc2 (отнимая поле d1) 4. ... Kpf3 5. Kpc3 Kpf4 6. Kpd4, и далее по предыдущему примеру.

II. Второй вариант - король черных находится вне треугольника. В этом случае белые либо прижимают короля к краю доски, либо всё же загоняют его в треугольник.


Диаграмма 6

Сначала в дело вступает король, оттесняя короля противника из центра: 1. Кpc5 Kpe7 2. Крd5 Kpf6 3. Kpd6 Kpf7 4. Kpe5.

А) 4. ... Kpg7 (чёрные избегают движения к полю а8) 5. Kpe6 Kpf8.

Или 5. ... Kph6 6. Kpf6 Kph5 7. Ke5, и король чёрных направляется к полю h1. В любом случае король оказывается прижатым к краю доски.

5. Kpf6 Kpg8 (если 5. ... Kpe8, то 6. Ke5, переходя к основному механизму матования 2-го этапа) 6. Ke5 (пришло время коня) 6. ... Kph8 7. Kf7+, и далее по тексту к диаграмме 8.

Б) 4. ... Кре7 5. Cd5 (переходя к треугольнику a2-a8-g8) 5. ... Kpd7 6. Kpf6, и т.д. по рассмотренным выше вариантам.


Диаграмма 7

Здесь нужно начать с 1. Ke3 (конь мешает борьбе королей). Далее 1. ... Kpb2 (если 1. ... Kpb4, то 2. Cd5 Kpb5 3. Кf5 Kpb4 4. Сf7, далее получая зеркальную позицию с диаграммы 2) 2. Kpc4 Kpa2 3. Kpc3 Kpa1 4. Кс2+ Кра2 5. Cd5+ Крb1 6. Се6, и далее снова по тексту к диаграмме 8.

Этап 2. Матование оттеснённого короля.

После того, как 1-й этап завершён, и король слабейшей стороны оттеснён на край доски, наступает 2-й этап, который состоит из двух частей:

  1. Оттеснение неприятельского короля в нужный угол.
  2. Матование.

Важно отметить: мат ставится в углу цвета слона. При чёрном короле, оттеснённом на 8-ю горизонталь, конь ходит по 5-й и 7-й горизонталям, король движется к углу цвета слона по 6-й горизонтали. Стоит отметить, что данная основная позиция (диаграмма 8) была исследована ещё Филидором в XVIII веке.


Диаграмма 8

1. Kf7+ Kpg8 2. Cd3 (выжидательный ход, этот манёвр не раз повторяется впоследствии) 2. ... Kpf8 3. Ch7 Kpe8 (король хочет сбежать) 4. Ke5.

Здесь происходит разветвление вариантов:

1) Пассивная игра, когда король не хочет сам идти в угол цвета слона, и его приходится силой "тащить" туда:

4. ... Kpf8 5. Kd7+ Kpe8 6. Kpe6 Kpd8 7. Kpd6 Kpe8 8. Cg6+.


Диаграмма 9

Внимание: король чёрных отрезан от королевского фланга и вынужден отступить к гибельному для него белому полю а8. Сейчас повторилось положение после 3-го хода белых - проделываем тот же самый манёвр ещё раз.

8. ... Kpd8 9. Ch5 Kpc8 10. Kc5 Kpd8 11. Kb7 Kpc8 12. Kpc6 Kpb8 13. Kpb6 Kpc8 14. Cg4+ Kpb8 (теперь начинается главная перестройка фигур для матования) 15. Ka5 Kpa8 16. Cc8 Kpb8 17. Ca6 Kpa8 18. Cb7+ Kpb8 19. Kc6#.

2) Активная игра, когда король пытается "вырваться из окружения".

4. ... Kpd8 5. Kpe6 Kpc7 6. Kd7 Kpc6 7. Cd3 (ключевой манёвр)


Диаграмма 10

На этот раз чёрному королю отрезан путь с другой стороны, и он также вынужден отступить к полю а8.

7. ... Kpc7 8. Cb5 Kpd8 9. Kрd6 Kрc8 10. Кc5 Kрd8 11. Сa4 Kpc8 12. Cd7+ Kpb8 13. Kpc6 Kpa7 14. Kpc7 Kpa8 15. Kpb6 Kpb8 16. Ka6+ Kpa8 17. Cc6#.


Диаграмма 11

Рассмотрим положение, возникшее из позиции на диаграмме 4 после 10-го хода белых (диаграмма 11) - как ставить мат, получив "сжатый" треугольник.

1. ... Kpf2 2. Kpf4 Kpf1 3. Kpe3 Kpe1 4. Ke5 Kpf1 5. Kd3 Kpg1 6. Kpf4 Kph2 7. Kpg4 Kpg1 8. Kpg3 Kpf1 9. Cg4 Kpg1 10. Ce2 Kph1 11. Kf2+ Kpg1 12. Kh3+ Kph1 13. Cf3#.

Вот и всё. Остаётся добавить, что в решениях приведены не все варианты, а в основном главные, поясняющие принципы матования.

обсудить на форуме сайта >>

© 2003–2017 андрей салмов   |   Карта сайта